TY - JOUR TI - Тия ДеНора. Музыка как агентность в Вене эпохи Бетховена T2 - Социологическое обозрение IS - Социологическое обозрение KW - музыкальное исполнение KW - агентность KW - музыкальный дискурс KW - романтизм KW - творческий агент KW - культура исполнения KW - эстетика тела KW - образ героя KW - рефлексирующий субъект AB - Тия ДеНора указывает на недостатки теоретического подхода социологии музыки, трактующего музыку преимущественно как отражение социальной реальности, и утверждает, что роль музыки в обществе этим не ограничивается. Следуя культурсоциологическому видению искусства, она рассматривает музыку в качестве «независимой переменной» и тем самым наделяет ее причиняющей силой. В поисках теоретической конструкции, способной объединить преимущества нескольких подходов, автор останавливается на понятии «агентность» (agency), под различными формами которой понимаются способности к действию, формирующиеся в рамках музыкальной среды. На примере творчества Бетховена анализируется, как и почему музыка Бетховена, ее восприятие и исполнение создали новые способы агентности в музыкальном мире Вены начала XIX века и за его пределами. ДеНора фокусируется, с одной стороны, на музыкальном критическом дискурсе, а с другой — на воплощении дискурсивных идей в исполнении произведений Бетховена. Используя данный подход, автор исследует связь между философскими идеями того времени, музыкой Бетховена и формами агентности, которые она, музыка, воспроизводила. AU - А. Волик UR - https://sociologica.hse.ru/2010-9-2/27371660.html PY - 2010 SP - 99-105 VL - 9