TY - JOUR TI - Дюркгеймовская трактовка практики: альтернатива конкретных практик и представлений как оснований разума T2 - Социологическое обозрение IS - Социологическое обозрение KW - Эмиль Дюркгейм KW - практика KW - верования KW - эмоции KW - Гарфинкель Гарольд KW - этнометодология KW - религия KW - ритуал AB - Принято считать,  что Дюркгейм основывал свою теорию знания на теории представлений. Однако в «Элементарных  формах религиозной жизни» он делает сильный акцент на конкретных и наблюдаемых  аспектах практики, таких как звуки и движения, и понижает значимость верований  и представлений. Он утверждает, что коллективно исполняемые ритуальные звуки и  движения могут создавать чувства, которые ведут к появлению базовых категорий,  называемых им категориями понимания. Представления, с его точки зрения, — вторичные феномены, возникающие только после участия в социальных практиках. В  данной статье посредством анализа текста Дюркгейма показывается, что в  стратегически важных местах своего аргумента он тщательно описывает ритуальные  практики с точки зрения конкретных деталей, а не представлений. Кроме того,  доказывается, что коллективное переживание конкретных звуков и движений было,  по мнению Дюркгейма, необходимым условием последующего развития представлений. В  противоположность тому, что писал Дюркгейм, фокусирование вместо практик на  верованиях и представлениях стало отличительной чертой практически всей  социологической науки XX века. В статье эта доминирующая точка зрения  называется «ошибкой подмены абстрактности», которая заставляет считать все  феномены понятийно опосредованными. Однако прежде чем звуки и движения получат  концептуальное значение, их нужно сделать опознаваемыми в конкретных  проявлениях. Иными словами, хотя понятия могут определять границы доступного  пониманию, опознаваемость звуков и движений определяет границы того, что может  быть представлено в понятийных категориях. AU - Э. Роулз UR - https://sociologica.hse.ru/2005-4-1/28147230.html PY - 2005 SP - 3-30 VL - 4