@ARTICLE{27043461_28146804_2003, author = {Г. Гарфинкель}, keywords = {, Гарфинкель Гарольд, этнометодология, социология повседневности, объяснимость повседневных действий, индексичностьситуативное действие}, title = {Что такое этнометодология?}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2003}, volume = {3}, number = {4}, pages = {3-25}, url = {https://sociologica.hse.ru/2003-3-4/28146804.html}, publisher = {}, abstract = {В данной статье, составляющей первую главу книги «Исследования по этнометодологии», Гарольд Гарфинкель рассматривает основные исследовательские принципы и политики этнометодологии. С точки зрения Гарфинкеля, этнометодология исходит из того, что действия, посредством которых члены общества производят и управляют ситуациями организованных повседневных дел, тождественны процедурам, при помощи которых члены общества делают эти ситуации «объяснимыми». Под «объяснимым» в данном случае понимается наблюдаемое-и-сообщаемое, т. е. доступное членам общества в форме ситуативных практик смотрения-и-говорения. Гарфинкель показывает, что профессиональная социология ставит перед собой в качестве программной задачи исправление и замену индексных (ситуативных) повседневных описаний и действий «объективными», однако эта задача невыполнима, поскольку любая попытка «объективировать» повседневные действия сама основывается на повседневных способах придания происходящему «объяснимости». Приводя в качестве примера три этнометодологических исследования (деятельности Центра предотвращения самоубийств, работы социологов-кодировщиков и обыкновенного разговора), Гарфинкель показывает, что неисправимая индексичность повседневных действий является рефлексивной и рациональной, и поэтому может анализироваться сама по себе, как самостоятельный социологический феномен. Таким образом, этнометодология занимается изучением рациональных свойств индексичных выражений и других практических действий как контингентных текущих осуществлений организованных искусных практик повседневной жизни.}, annote = {В данной статье, составляющей первую главу книги «Исследования по этнометодологии», Гарольд Гарфинкель рассматривает основные исследовательские принципы и политики этнометодологии. С точки зрения Гарфинкеля, этнометодология исходит из того, что действия, посредством которых члены общества производят и управляют ситуациями организованных повседневных дел, тождественны процедурам, при помощи которых члены общества делают эти ситуации «объяснимыми». Под «объяснимым» в данном случае понимается наблюдаемое-и-сообщаемое, т. е. доступное членам общества в форме ситуативных практик смотрения-и-говорения. Гарфинкель показывает, что профессиональная социология ставит перед собой в качестве программной задачи исправление и замену индексных (ситуативных) повседневных описаний и действий «объективными», однако эта задача невыполнима, поскольку любая попытка «объективировать» повседневные действия сама основывается на повседневных способах придания происходящему «объяснимости». Приводя в качестве примера три этнометодологических исследования (деятельности Центра предотвращения самоубийств, работы социологов-кодировщиков и обыкновенного разговора), Гарфинкель показывает, что неисправимая индексичность повседневных действий является рефлексивной и рациональной, и поэтому может анализироваться сама по себе, как самостоятельный социологический феномен. Таким образом, этнометодология занимается изучением рациональных свойств индексичных выражений и других практических действий как контингентных текущих осуществлений организованных искусных практик повседневной жизни.} }