@ARTICLE{27043461_28146701_2003, author = {Г. Гарфинкель}, keywords = {, Гарфинкель Гарольд, этнометодология, повседневная рациональность, научная рациональность, повседневные действиянаучное теоретизирование}, title = {Рациональные свойства научных и обыденных действий}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2003}, volume = {3}, number = {3}, pages = {3-17}, url = {https://sociologica.hse.ru/2003-3-3/28146701.html}, publisher = {}, abstract = {В данной статье, составляющей восьмую главу книги «Исследования по этнометодологии», Гарольд Гарфинкель рассматривает проблему изучения рациональности повседневных действий. По мнению Гарфинкеля, до сих пор социологи использовали идеал научной рациональности в качестве основного критерия определения наличия или отсутствия рациональности в повседневных действиях. Однако, согласно Гарфинкелю, научные рациональности, по сути, выступают в качестве стабильных свойств действий и в качестве санкционируемых идеалов только в случае действий, управляемых установкой научного теоретизирования. Действия, управляемые установкой повседневной жизни, наоборот, отличаются специфическим отсутствием этих рациональностей как в качестве стабильных свойств, так и в качестве санкционируемых идеалов. Отсюда вытекает, что вместо того, чтобы рассматривать свойства рациональности в качестве методологического принципа интерпретативной деятельности, их следует рассматривать лишь в качестве эмпирически проблемного материала. Они имеют лишь статус исходных данных и должны объясняться так же, как и более привычные свойства поведения. Научные рациональности не являются ни стабильными чертами, ни санкционируемыми идеалами обыденных рутинных практик, и любая попытка стабилизировать эти свойства или принудить к согласию с ними при ведении повседневных дел будет усиливать бессмысленный характер поведенческой среды человека и умножать дезорганизованные черты системы взаимодействия.}, annote = {В данной статье, составляющей восьмую главу книги «Исследования по этнометодологии», Гарольд Гарфинкель рассматривает проблему изучения рациональности повседневных действий. По мнению Гарфинкеля, до сих пор социологи использовали идеал научной рациональности в качестве основного критерия определения наличия или отсутствия рациональности в повседневных действиях. Однако, согласно Гарфинкелю, научные рациональности, по сути, выступают в качестве стабильных свойств действий и в качестве санкционируемых идеалов только в случае действий, управляемых установкой научного теоретизирования. Действия, управляемые установкой повседневной жизни, наоборот, отличаются специфическим отсутствием этих рациональностей как в качестве стабильных свойств, так и в качестве санкционируемых идеалов. Отсюда вытекает, что вместо того, чтобы рассматривать свойства рациональности в качестве методологического принципа интерпретативной деятельности, их следует рассматривать лишь в качестве эмпирически проблемного материала. Они имеют лишь статус исходных данных и должны объясняться так же, как и более привычные свойства поведения. Научные рациональности не являются ни стабильными чертами, ни санкционируемыми идеалами обыденных рутинных практик, и любая попытка стабилизировать эти свойства или принудить к согласию с ними при ведении повседневных дел будет усиливать бессмысленный характер поведенческой среды человека и умножать дезорганизованные черты системы взаимодействия.} }