@ARTICLE{27043461_28144831_2002, author = {Г. Гарфинкель}, keywords = {, Гарфинкель Гарольд, этнометодология, повседневность, фоновые ожидания, социальные аффекты, замешательство, культурный дураквзаимопонимание}, title = {Исследование привычных оснований повседневных действий}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2002}, volume = {2}, number = {1}, pages = {42-70}, url = {https://sociologica.hse.ru/2002-2-1/28144831.html}, publisher = {}, abstract = {В данной статье, составляющей вторую главу книги «Исследования по этнометодологии», Гарольд Гарфинкель предлагает концептуальный и методологический инструментарий для выявления само собой разумеющихся, очевидных, рутинных оснований повседневных социальных действий. С точки зрения Гарфинкеля, наиболее эффективным и быстрым способом изучения того, каким образом рядовые члены общества производят и опознают совместно известный мир повседневных дел, является намеренное разрушение фоновых ожиданий, на которые мы опираемся в обыденной жизни. Именно фоновые ожидания обеспечивают узнаваемость обыденных ситуаций как естественных, непроблематичных, принимаемых на веру. Эти ожидания составляют то, что принято называть «здравым смыслом», и придают происходящему характер реальности, «известной-сообща-с-другими». Если же эти ожидания не оправдываются (в результате применения специально разработанной процедуры), люди начинают предпринимать усилия по нормализации происходящего, которые говорят социологу о том, как устроена повседневная жизнь в обществе. Благодаря таким нарушающим экспериментам Гарфинкель показывает, каковы структурные основания взаимопонимания людей в коммуникации и систематического проявления социальных аффектов. В результате анализа результатов своих экспериментов Гарфинкель доказывает, что обыденный член общества не является «культурным дураком», т.е. марионеткой, послушно следующей социальным предписаниям и правилам, каким его представляет традиционная социология.}, annote = {В данной статье, составляющей вторую главу книги «Исследования по этнометодологии», Гарольд Гарфинкель предлагает концептуальный и методологический инструментарий для выявления само собой разумеющихся, очевидных, рутинных оснований повседневных социальных действий. С точки зрения Гарфинкеля, наиболее эффективным и быстрым способом изучения того, каким образом рядовые члены общества производят и опознают совместно известный мир повседневных дел, является намеренное разрушение фоновых ожиданий, на которые мы опираемся в обыденной жизни. Именно фоновые ожидания обеспечивают узнаваемость обыденных ситуаций как естественных, непроблематичных, принимаемых на веру. Эти ожидания составляют то, что принято называть «здравым смыслом», и придают происходящему характер реальности, «известной-сообща-с-другими». Если же эти ожидания не оправдываются (в результате применения специально разработанной процедуры), люди начинают предпринимать усилия по нормализации происходящего, которые говорят социологу о том, как устроена повседневная жизнь в обществе. Благодаря таким нарушающим экспериментам Гарфинкель показывает, каковы структурные основания взаимопонимания людей в коммуникации и систематического проявления социальных аффектов. В результате анализа результатов своих экспериментов Гарфинкель доказывает, что обыденный член общества не является «культурным дураком», т.е. марионеткой, послушно следующей социальным предписаниям и правилам, каким его представляет традиционная социология.} }