@ARTICLE{27043461_28121708_2001, author = {Н. Фреик}, keywords = {, политическая харизма, Макс Вебер, лидерствовласть}, title = {Политическая харизма: обзор зарубежных концепций}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2001}, volume = {1}, number = {1}, pages = {5-24}, url = {https://sociologica.hse.ru/2001-1-1/28121708.html}, publisher = {}, abstract = {«Политическая харизма» принадлежит к числу дискуссионных и неоднозначных категорий социологии, что не мешает ей широко использоваться в исследованиях современных политических процессов. Статья представляет собой обзор основных зарубежных концепций феномена харизмы. В первой части рассматривается классическая объяснительная модель Макса Вебера, и во многом противоположный ему «религиозный подход», рассматривающий харизму прежде всего как религиозный феномен. Кроме того, описаны различные версии «псевдохаризмы» (опосредованной, не-революционной, рационально созданной бюрократией, синтетической) как характерного социального конструкта современного общества (в первую очередь работы представителей Франкфуртской школы неомарксизма). Вторая часть обзора посвящена функциональной трактовке феномена харизмы (линия от Э.Дюркгейма и Т.Парсонса); «мессианской» парадигме, тесно связанной с американской культурной антропологией и англосаксонской антропологией в целом, стремящихся к поиску и реконструкции универсальных архетипов лидерства; а также более широким рассмотрением феномена и функций политической харизмы - плюралистические концепции.}, annote = {«Политическая харизма» принадлежит к числу дискуссионных и неоднозначных категорий социологии, что не мешает ей широко использоваться в исследованиях современных политических процессов. Статья представляет собой обзор основных зарубежных концепций феномена харизмы. В первой части рассматривается классическая объяснительная модель Макса Вебера, и во многом противоположный ему «религиозный подход», рассматривающий харизму прежде всего как религиозный феномен. Кроме того, описаны различные версии «псевдохаризмы» (опосредованной, не-революционной, рационально созданной бюрократией, синтетической) как характерного социального конструкта современного общества (в первую очередь работы представителей Франкфуртской школы неомарксизма). Вторая часть обзора посвящена функциональной трактовке феномена харизмы (линия от Э.Дюркгейма и Т.Парсонса); «мессианской» парадигме, тесно связанной с американской культурной антропологией и англосаксонской антропологией в целом, стремящихся к поиску и реконструкции универсальных архетипов лидерства; а также более широким рассмотрением феномена и функций политической харизмы - плюралистические концепции.} }